Обучение в психонетической сети Или Заглядывая в педагогику будущего

Обучение в психонетической сети Или Заглядывая в педагогику будущего


В 2006 году – почти 10 лет назад – начался Большой психонетический проект – целенаправленное обучение психонетическим (ПН) практикам в разных городах России (Москва, Санкт-Петербург) и Украины (Киев). За это время менялись формы обучения, обогощался и дополнялся психонетический инструментарий, усовершенствовался методический подход к преподаванию. Однако основные принципы ПН-образовательного процесса во многом остаются неизменными.


В силу этого рассмотрение оснований обучения ПН-практикам представляется актуальным и необходимым. Значимость их понимания также связана с тем, что этот образовательный процесс может определить и некоторые черты педагогики будущего.


Новизна и интерес ПН-образовательного процесса базируются, прежде всего, на его содержании: происходит обучение практикам, направленным на активизацию Сознания и пробуждение волевого начала в человеке. Задача нетривиальная и неформальная.


В самом процессе обучения есть аспект неопределенности, так как сама работа с Сознанием (в психонетике рассматриваемым с позиции нелокальности и ограниченным в возможности рационально описать) напрямую – а именно такую задачу ставит перед собой психонетика – сложна и неопределенна. Однако при всей «рассыпчатости» темы во главу угла ставится технологический подход, т.е. возможность работать с тонкими объектами и процессами процедурно, пошагово. И здесь мы получаем следующую важную растяжку – сложное содержание процесса обучения и прозрачные способы работы с ним. Отсюда проистекают 3 основных принципа психонетики, которые в свою очередь разворачиваются (или стремятся к развертке) в процесс и в процессе обучения. Это: аутогенность (1), прозрачность (2) и эффективность (3).


Аутогенность отражает принципиальный отказ от суггестии со стороны инстукторов в процессе обучения и самостоятельность практикующих в освоении материала. Важно не то, что кто-то делает или сделает со мной в процессе обучения, практик, а что я сам смогу сделать в практиках. Именно я отвечаю за свой результат. Такая позиция не отрицает помощи инструктора и возможности передачи опыта, но обозначает приоритет самостоятельности в продвижении по пути практик. Инструктор не подменяет своей активностью активность обучающего, своим опытом – опыт практикующего. Марина Балюра в книге «Технологии свободы» об этом написала так: «В продвижении по дороге «психонетики» также очень важно, с кем. Это очень важно поначалу, – кто инструктор.


И не потому, что инструктор может «подсказать правильно» или «выполняет норматив»: важнее, если он не испортит мою дорогу, не превратит ее в маршрут...».


Прозрачность отражает технологичный подход к обучению. При всей сложности рассматриваемого материала (а что может быть сложнее, чем Сознание?) подача материала происходит без его «эзотеризации», осуществляется пошагово и понятно – настолько, насколько это возможно. Однако – и об этом также сообщается обучающимся – не все можно постичь через рациональное понимание, которое в ряде случаев (например, при смысловой работе), искажает опыт. Рекомендуется пробовать, практиковать, а затем – осмыслять и, насколько возможно, переводить на уровень слов.


В процессе обучения поощряется честный и конструктивный подход к изучению практик, без «сокрытия» «тайных» днищ.


Эффективность обучения связана с тем, что практикующийся стремится достичь определенных результатов в практике. Практика имеет цель и есть более эффективные способы ее достижения, есть – менее. Однако эффективность ПН-практик связана не только с умением ставить и достигать цели (порой четкость целей перестает быть достоинством), но и способностью быть в процессе, в моменте «здесь и сейчас», когда важно само делание или даже не-делание, без заданной устремленности куда-либо.


И здесь обнаруживается еще один важный принцип в обучении практикам – это баланс (растяжка), который по сути задает объемность самому процессу обучению.


Вот некоторые важные аспекты в этом принципе.


  • Баланс между открытостью новому опыту и пониманием предыдущего, преемственностью практик.


Психонетика представляет собой путешествие в неизведанное, и в этом смысле ПН-практики открыты для нового опыта, рождения новых пониманий, упражнений и т.д. Иногда даже неточный ход при выполнении упражнения приводит к удивительным открытиям и тонкостям в понимании (чего стоит открытие «поворота АПЗ»). Однако для того, чтобы сохранялась технологичность подхода, чтобы разным поколениям слушателей был понятен язык ПН-практик, важно соблюдать преемственность практик, вводить новые понятия осмысленно, понимая, зачем они нужны. Новизна практик, открытия в трудноописуемой области (а область работы с Сознанием – трудноописуема, особенно когда мы работаем со смысловыми переживаниями) требуют внимательного и бережного отношения к понятиям, введению новых категорий. Небрежность в терминах, лихое порождение неологизмов не могут быть оправды. Зачем нарушать принцип бритвы Оккама и «порождать сущности без необходимости»?


  • Баланс между возможностью допускать ошибки и критичностью к ним.


Так как психонетика имеет дело с областями мало изведанными и мало хожденными, то ПН-практики связаны с открытиями – новых подходов, упражнений и пониманий. Также в силу того, что мы имеем дело с тонкими переживаниями, погружениями вовнутрь, которые порой трудно выразить в языке, возникает тема согласования опыта: что есть что и как это описать? Все это наполняет процесс обучения ПН-практикам новыми возможностями и спокойным отношением к «ошибкам». Ведь порой то, что кажется «ошибкой», может приводить к новому опыту и открытиям. В то же время актуализируется вопрос о том, откуда и как эти ошибки совершаются, так как при всей лояльности к ним, важно оставаться в русле именно технологического подхода, который весьма требователен к четкости и повторяемости процедуры. Отсюда и возникает необходимость в понимании используемых терминов и их согласование хотя бы на уровне членов ПН-сообщества (прежде всего – инструкторского состава) и аккуратное отношение к введению новых понятий (в какой степени они нужны, точны и служат цели «разпомутнения», а не «запомутнения»).


Нужно понимать, что работа с ПН-практиками – это живой процесс, в котором многое возможно. И ярлыки «это не так», «у меня ничего не получается» и т.д. зачастую не служат повышению уровня освоения практик, а напротив, провоцируют к шаблонизации работы. Отсюда приходит понимание права на ошибку. Но опять же – возвращаясь к принципам психонетики – эта терпимость не должна входить в противоречием с принципом эффективности обучения.


Во многом констурктивно решать проблему ошибок можно не только на уровне ее понимания, но и за счет форм самого обучения.


Помимо класических форм обучения в ПН-образовательном процессе возможны такие, которые бы способствовали как экспериментальной деятельности слушателей, так и инструкторов. Кроме того, во взаимодействии инструкторов и курсантов необходимо со-творчество – особенно в новых отраслях (например, тема смысловых языков как зона поиска и со-творчества).


  • Баланс между гибкостью, изменчивостью форм обучения и возможностью передачи опыта.


Новое содержание обучения требует часто и иных, новых форм обучения, которые должны отличаться гибкостью, чувствительностью к конкретным участникам обучения, изменчивостью – в зависимости от ситуации обучения. Остается открытым вопрос: как способствовать проявлению собственной активности участников программы «Активное сознание» уже во время обучения, от практик – в жизнь. В силу этого, помимо традиционных форм обучения, необходимо усиление блока работы, связанного с возможностью самостоятельных поисков слушателей.


При этом опять же – важно, чтобы было понимание терминологии, основных подходов между участниками ПН-проекта, была возможность передачи опыта, а не замена одних форм на другие – при этом не всегда эффективных.


Вариативность форм обучения обеспечивается также и установленным форматом в программе «Активное сознание»: сочетание ПН-практикума и сопровождающих, дополнительных курсов. ПН-практикум направлен на освоение основных психонетических процедур и методов и в силу этого отличается определенной устойчивостью, так как одна из целей практикума – передача опыта, овладение «психонетической азбукой». Сопровождающие курсы обладают вариативностью, так как они более чувствительны к запросам конкретных групп и в число их задач входят:


- рассмотрение практических, прикладных аспектов ПН-практик в разных отраслях и областях жизни;

- помощь в освоении ПН-практик (например, работа с личностыми сопротивлениями и структурами в «Психологическом сопровождении ПН-процесса»);

- «вокультуривание» участников ПН-процесса (например, блок философско-методологических дисциплин).


Поэтому содержание сопровождающих курсов может меняться год от года, в зависимости от запроса и особенностей обучаемых групп, однако их необходимость в процессе обучения – очевидна.


  • Баланс между формами и смыслами.


Когда мы имеем дело с новым знанием, то изначально его новый смысл сияет ярко. Это можно наблюдать не только в образовательных подходах, исследованиях, но и различных традициях. Однако со временем сияние изначальных смыслов схлопывается, происходит их подмена формами. Знание начинает детализироваться, разжевываться и превращаться из Живого Слова в некую окаменелость, ритуал.


Однако когда мы имеем дело с регулярным обучением, определенные формы необходимы, иначе сам процесс обучения может начать размываться и превращаться в некий фестиваль, теряя при этом качество образования. В силу этого баланс между формами и смыслами и в образовательном процессе необходим.


Таким образом, принцип баланса в ПН-обучении не менее важен, чем основные 3 принципа психонетики, так как его соблюдение, в том числе, дает возможность выстроить объемный и гармоничный образовательный процесс. Более того, при внимательном рассмотрении принцип баланса может раскрываться в самых разных аспектах ПН-обучения, о которых в этой статье сказано не было (например, баланс ментальных и телесных практик). Это указывает на объемность данного принципа и способность его к последующему развитию в образовательных системах.


Что еще важно указать об основных принципах обучения ПН-практиках – это отсутствие индоктринации обучающихся и при этом рефлексия онтологических оснований практикующих при этом. Здесь тоже присутствует принцип баланса. Работая с собственным сознанием, погружаясь в глубины своей личности, практикующий сталкивается с вопросами о том, как устроен мир, кто он, в чем смысл жизни для него лично и т.д. – т.е. по сути выходит на свои онтологические основания, осознавать которые бывает не всегда просто и легко. И в этой связи необходимость прояснения и работы с онтологическими основаниями в ПН-практиках – несомненна. Однако психонетика – это технологическая дисциплина, которая стремится к актуализации свободы и воли каждого участника ПН-проекта. В силу этого индоктринация участников ПН-движения невозможна и противоречит основным принципам психонетики. При этом на занятиях открыто обсуждаются онтологические основания самой психонетики, которые принимать слушателям вовсе не обязательно.


Таковы основные моменты, связанные с принципами ПН-обучения.


Теперь остановимся на таком вопросе, как и чем ПН-обучение может определять педагогику будущего.


Однако здесь стоит добавить следующее предварительное замечание.


Безусловно, говорить о педагогике будущего можно только гипотетически. Более того, любые гипотезы, с одной стороны, возможны, с другой стороны, в самом начале уже несут искажение – так как мы говорим о будущем, находясь в настоящем, и моделируем будущее, продлевая настоящее, а не порождая нечто, принципиально иное (вольное цитирование С. Дацюка).


Однако к этому вопросу можно подойти и так: а чем бы мы хотели наделить педагогику будущего, какие бы черты мы хотели в ней развернуть. Ведь когда мы рассуждаем о ней, то в определенной степени мы озвучиваем и свои надежды – на то, какими будут грядущие поколения.


Итак, какие же черты может проявлять ПН-обучение у человека с позиции педагогики будущего?


- Осознанность;

- Способность ориентироваться в неопределенных ситуациях и находить решение;

- Умение выделять процессы, а не только объекты и, соответственно, работать с ними; процессуально-ориентированное видение мира;

- Быстрое развитие необходимых навыков – в работе, учебе и т.д.; 

- Стрессоустойчивость при сохранении гибкости реагирования;

- Управление своими состояниями, высокий уровень саморегуляции.


Это неполный список качеств, умений, навыков, которые могут быть развиты в системе ПН-обучения уже сейчас – если ставить соответствующие педагогические задачи.


Кроме этого, сами принципы ПН-обучения могут быть востребованы в образовательном процессе будущего.


Принцип аутогенности, по сути, возвращает обучающимся опору на себя, самостоятельность в процессе обучения и понимание того, что учатся они, овладевают знаниями, умениями и навыками – именно ради себя. К сожалению, при всем понимании необходимости самостоятельности, опоры на себя, в настоящее время в обучении экстернальный локус контроля превалирует над интернальным.


Принцип прозрачности в обучении тесно связан с принципом аутогенности. Он позволяет увидеть процесс обучения именно как технологию, как пошаговое движение – без произвола отдельных «учителей».


Принцип эффективности – вечная тема в педагогике. Для педагогики будущего важно определение четких и прозрачных критериев эффективности, так как конкретные технологии работы напрямую связаны с критериями качества. Что нужно достигнуть –определяет как это сделать.


Принцип баланса для педагогики будущего также очень важен, так как современное образование очень несбалансированно, оно отчасти рвано и прерывисто. Увлечение новыми тенденциями зачастую перечеркивает опыт прошлого, привлекательные формы порой «схлопывают» смысл содержания образования и т.д. Именно принцип баланса в конкретных своих аспектах является первоочередным для всей педагогики – не только будущего, но и настоящего, и завтра, и сегодня.


Так что даже из того, что намечено очень пунктирно, можно сделать вывод о том, что принципы ПН-обучения актуальны и важны не только для педагогики будущего, но и настоящего.


Образовательный процесс в психонетике – ресурсен и устремлен в будущее – в том числе.


Дарья Халаджиева (апрель 2016)


Возврат к списку